Мед подготовка конспект урока открытые повреждения кровотечения. Методы временной остановки

Урок проводится в форме обучающей игры. Класс это бригада скорой помощи, которую возглавляет врач (учитель). Он отвечает за работу бригады и контролирует её действия.

ТЕМА : «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи урока:

1) научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальные
кровотечения;

2) формировать умения оказывать первую медицинскую помощь;

3) углубить знания по теме «Кровь», «Кровообращение»;

4) познакомить с медицинскими профессиями;

5) совершенствовать умения учащихся делать логические выводы,

обобщения;

Цель работы : научиться распознавать и оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений.


Ход урока:

Учитель:

Назовите общую тему, над которой мы работаем с вами уже несколько уроков? (Кровеносная система)

Что такое кровь?

Назовите функции крови?

Каким главным свойством обладает кровь? (обладает текучестью)

Когда у человека появляется рана, что открывается (кровотечение), чтобы остановить кровотечение, что нужно сделать? (Оказать первую помощь)

И так из того, что вы сказали, выделим главные слова, это: кровотечение и первая помощь. Подумайте и скажите, какова тема сегодняшнего урока «Первая помощь при кровотечениях»

Какова цель нашей работы? (научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений).

Учитель: в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил - всё обращать к выгоде больных, «воздерживаясь - от причинения всякого вреда и несправедливости». Для каждого врача эти слова должны быть законом, необходимо использовать все средства для спасения больного.

Сегодня на уроке

работает медицинская бригада, в состав которой входит врач Елена Анатольевна, медсестра Камила, санитар Павел.

Начнём свой рабочий урок с планерки:

1. Как называются красные кровяные клетки? (эритроциты)

2. Почему кровь имеет красный цвет? (гемоглобин)

3. Самые мелкие кровеносные сосуды (капилляры)

4. Самый крупный кровеносный сосуд (аорта)

5. Какие ещё есть сосуды в организме человека? (вены)

Существуют 3 вида кровотечения:

Если повреждены сосуды капилляры…это капиллярное кровотечение

Если повреждены вены…венозное

Аорта ….артериальное

(На доске заполняется схема и вывешиваются рисунки рук)

Учитель: Чтобы отправиться на выезд и оказать первую помощь при остановке кровотечения, медицинская бригада скорой помощи должна знать признаки кровотечений и как оказать первую помощь выполнит задание в рабочей тетради, заполнить таблицу, воспользуемся текстом учебника на стр задание

Вы должны выделить признаки каждого кровотечения и как оказать первую помощь пострадавшему

ФИЗМИНУТКА Вы проделали большую работу и немного устали, давайте отдохнем. Сели правильно, закрыли глаза, сделали глубокий вдох и выдох открыли глаза и приступили к работе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учитель: В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека

К вам доставили пациента с определенными симптомами кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

На столе разложены предметы. Наложите жгут с помощью подручных средств носового платка и карандаша, воспользуйтесь рисунком учебника.

Давайте подведем итоги и посмотрим краткий курс остановки разных видов кровотечений:





Правила наложения жгута




Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость



Учитель : спасибо за вашу активную работу. Я как Врач бригады скорой медицинской помощи ставлю оценки за работу своим помощникам.

Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку:

Если вам было интересно и всё понятно, поставьте!!;

Если интересно, но не всё понятно, поставьте!?;

А, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00

Домашнее задание: параграф, в рабочей тетради выполнить задание, творческая работа сделать памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях

Урок окончен. Спасибо всем.

«Первая медицинская помощь при кровотечении» — превосходное онлайн обучение, благодаря которому вы сможете узнать, что делать в случае получения открытых ран. В представленном видео вам будут продемонстрированы места возможных кровотечений, а так же дана полная информация о том, как его остановить. Просмотрев наш урок, вы получите конкретные знания по данному вопросу и не растеряетесь в случае необходимости.

Кровотечения и методы их остановки, по своим видам кровотечения разделяют на:

  • артериальное
  • венозное
  • капилярное
  • внутреннее

Виды кровотечений

Различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечение.

Артериальное кровотечение — кровотечение из поврежденных артерий. Изливающаяся кровь ярко-красного цвета, выбрасывается сильной пульсирующей струей.

Венозное кровотечение возникает при повреждении вен. Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и неравномерной струей. Кровь при таком кровотечении темно-вишневого цвета.

Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов — капилляров.

Печень, селезенка, почки и другие паренхиматозные органы имеют очень развитую сеть артериальных, венозных сосудов и капилляров.

Различают кровотечения наружные и внутренние. Наружные кровотечения характеризуются поступлением крови непосредственно на поверхность тела через рану кожи. При внутренних кровотечениях кровь поступает в какую-нибудь полость.

Первая помощь при кровотечениях

К способам временной остановки кровотечения относятся:

  1. придание поврежденной части тела возвышенного положения по отношению к туловищу;
  2. прижатие кровоточащего сосуда в месте повреждения при помощи давящей повязки;
  3. прижатие артерии на протяжении;
  4. остановка кровотечения фиксированием конечности в положении максимального сгибания или разгибания в суставе;
  5. круговое сдавливание конечности жгутом;
  6. остановка кровотечения наложением зажима на кровоточащий сосуд в ране.

Капиллярное кровотечение легко останавливается наложением обычной повязки на рану. При венозном кровотечении надежная временная остановка кровотечения осуществляется наложением давящей повязки. Артериальное кровотечение из небольшой артерии можно с успехом остановить при помощи давящей повязки.

Для экстренной остановки артериального кровотечения широко применяется способ прижатия артерий на протяжении. Прижать артерию можно большим пальцем, ладонью, кулаком. Прижатие артерий фиксацией конечности в определенном положении применяют во время транспортировки больного в стационар.

Надежно останавливает кровотечение из артерий тугое круговое перетягивание конечности, обеспечивающее пережатие всех сосудов выше места ранения. Наиболее легко это выполняется с помощью специального резинового жгута. Наложение жгута показано лишь при сильном кровотечении из артерий конечности. Для предупреждения защемления кожи под жгут подкладывают полотенце, одежду раненого и т. д.

Конечность несколько поднимают вверх, жгут подводят под конечность, растягивают и несколько раз обертывают вокруг конечности до прекращения кровотечения. Туры жгута должны ложиться рядом друг с другом, не ущемляя кожи. Наиболее тугим должен быть первый тур, второй накладывают с меньшим натяжением, а остальные — с минимальным. Концы жгута фиксируют при помощи цепочки и крючка поверх всех туров. Ткани должны сдавливаться лишь до остановки кровотечения. При правильно наложенном жгуте артериальное кровотечение немедленно прекращается, конечность бледнеет, пульсация сосудов ниже наложенного жгута прекращается.

Жгут на конечности накладывается не более чем на 1. 5-2 ч. Если окончательная остановка кровотечения по каким-либо причинам затягивается, то необходимо на 15-20 мин жгут снять (артериальное кровотечение в этот период предупреждают пальцевым прижатием артерии) и наложить вновь несколько выше или ниже.

При отсутствии специального жгута круговое перетягивание конечности может быть осуществлено резиновой трубкой, ремнем, платком, куском материи. Необходимо помнить, что грубые жесткие предметы могут легко вызвать повреждение нервов.

Абсолютно в любое время вы можете просматривать «Первая медицинская помощь при кровотечении» на нашем уникальном сайте в онлайн режиме. Тренируйтесь!

Задачи:

Образовательные : обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

Развивающие : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные : воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Вид урока: практикум

Формы работы : групповая, работа в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи:

Образовательные : обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

Развивающие : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные : воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Оборудование: презентация , опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока: практикум

Формы работы : групповая, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.

1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения (по таблицам).
2. Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения, виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»

III. Изучение нового материала.

1. Виды кровотечений

2. Особенности кровотечений

3.Первая помощь при кровотечениях.

4. Практикум

IV. Итог.
V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний .

1. Проводится компьютерное тестирование.
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное, находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное, находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;

Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.

III. Изучение нового материала:

Учитель : Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по - разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик : «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы - пузырь со льдом».
2 –й ученик : «- Венозное кровотечение: характерен темно - красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «- Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута - 2 часа для взрослых и 40 - 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем - один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик : «-Внутреннее кровотечение: в полость организма (брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».

Работа учащихся в группах : По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.

Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).

IV.Подведение итогов урока:

Учитель комментирует оценки учащихся.

V. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».


Урок биологии в 8 классе по теме:

«Первая помощь при кровотечении»

Цель: Научить обучающихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи;

Обучающие: Формировать знаний учащихся о видах кровотечений и алгоритме оказания доврачебной помощи при кровотечениях.

Развивающие: Развивать умение сравнивать, анализировать при выполнении коррекционных заданий. Способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию, бережное отношение к своему здоровью, содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему.

Тип урока : Изучение нового материала на основе командной работы, с элементами лабораторной работы

Форма проведения : Урок с использованием информационных технологий.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, CD диск с презентацией, доступ к сети Интернет, карточки-задания, таблица «Первая помощь при кровотечении», табельные и подручные средства оказания первой доврачебной.

Время урока : 30 минут

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие.

Подготовка учащихся к работе: формирование команд учащихся по 4 человека в каждой. Мы начинаем самый замечательный и важный для нас урок биологии.

Сегодня мы будем работать на основе командной деятельности. У вас на столах прикреплены цифры, которые указывают номер вашего участника команды. Давайте посмотрим, все нашли себя. Участник №1, поднимите руки, №2,№3,№4. И здесь нумерация столов: стол№1, №2,№3.

Мотивация на начало урока . Нет ничего удивительного более совершенного строения и великого познания, чем организм человека. Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь.. Представьте, средний объём крови у взрослого человека – 5000-6000 мл.

В венозном русле находится 70% всего объема циркулирующей крови, в капиллярах 12%, в сосудах и камерах сердца – 3% , в артериальном русле – 15% объема циркулирующей крови. Потеря 50% крови (2-2,5 л) - смертельна для человека.

Просто человек-это обыкновенное чудо природы. Но как хорошо мы знаем свой организм. У вас на столах карточки, поднимите их, покажите всем. А теперь я попрошу вас встать, используя эти карточки создать команду, при этом вы можете двигаться, общаться, но время ограничено (дети создают команду). По какому принципу вы объединились? Произошло чудо! Имена детей перечисляются –вы теперь одна команда. Вторая, третья команда. Посмотрите, а что-нибудь всех вас объединяет? ЧТО? Покажите, что вы единая система, как надо встать, построиться? (встать в круг). Давайте встанем в круг и покажем что вы единая система (берутся за руки).

2. Постановка целей и задач урока .

Уважаемые коллеги! Обычно так обращаются друг к другу врачи. Но сегодня я хочу назвать вас, немедиков, коллегами, чтобы призвать к сотрудничеству, чтобы назвать товарищами по «медицинскому оружию», которые скорее «Скорой» могут прийти на помощь.

Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим часто оказываются люди, неимеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. Помочь пострадавшему может тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (первая помощь при кровотечении)

3. Восприятие наовой темы.

Слайд Рассмотрите рисунки. Что вы видите на рисунках.

Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. Кровотечение называют наружным , если кровь поступает во внешнюю среду, и внутренним , если она поступает во внутренние полости организма или полые органы.

Давайте выясним, какие виды наружных кровотечений бывают, и заполним кластер (опорную схему) на доске. Для этого обратимся к тексту учебника на с.120. Внимание! Команда №1 находит информацию в абзаце 2 сверху, 2-третий, 3 команда-с абзаца 4.На это вам минута дается. А теперь поступим таким образом: на столах у вас карточки с названием типов кровотечений, выбираете ту карточку, которая отражает смысл полученной вами информации в ходе чтения, а участник под №1 с каждой команды выходит и закрепляет эту карточку на доске.

(Слайд) Внимание на экран! Давайте посмотрим видеофрагменты «Оказание первой помощи при кровотечении»

Внимательно смотрим и запоминаем алгоритм!

У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.

У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие средства, препараты на случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных типах кровотечений. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник под номером 2 каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны. Работаем.

4. Закрепление. И следующее задание называется «Прием в травмункте».

К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
– В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как? У вас на столах лежат карточки с заданиями. Они адресованы участникам команд под №3. А оказывать помощь им будет участник №4.

Задача №1При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите ПМП.
Ответ. Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки

Задача №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак
Ответ. Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.

5. Рефлексия.

Посмотрите, какой замечательный кластер у нас получился. И я хотела обратить ваше внимание на то, что у нас в кабинете не только карточки на доске висят, но высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)

Скажи мне- и я забуду, покажи мне-я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций)

С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.

6. Заключение.

Д/З параграф 25, и творческое задание составить алгоритм действий при носовом кровотечении, буклет «Как сохранить здоровье»

Знать организм человека очень нужно и важно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, правильно питаться, проявлять доброе отношение к людям. И делать это надо каждый день, каждый час, каждую минуту.

Спасибо за урок! Досвидания!

Ситуация №1

При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.


Ситуация №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.

Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите первую помощь.

Ситуация №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак

Анализ урока
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.
Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы организации познавательной деятельности:

    Командная работа,

    Фронтальная беседа;

    Индивидуальная работа

    практическая работа

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников.
Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания.
Домашнее задание имеет творческий характер.
Урок является инновационным, интересным, познавательным.

Тема : «Первая помощь при кровотечениях». «Скорее «Скорой».

Цель урока : Знакомство с видами кровотечений и мерами оказания первой помощи при различных видах травм кровеносных сосудов.

Задачи:

- предметная : научить распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждениях сосудов;

- метапредметные :

познавательная - поиск информации в различных источниках, оформление ее в виде таблицы

регулятивная - достижение результатов соответственно поставленной цели, самооценка результатов;

коммуникативная

личностная - умение действовать в экстремальной ситуации, готовность прийти на помощь пострадавшему.

Оборудование : таблицы «Кровотечения и их виды», «Основные виды повязок», бинты, жгуты или резиновые трубки, палочки для закрутки, учебники «Биология. 8кл. Человек» Колесов Д.В., сборник опытов и заданий «Человек и его здоровье» Р.Д. Маш.

Мотивационное поле:

Всегда ли человек может оказать помощь, кто из вас готов это сделать?

В Кунгуре этой осенью произошел несчастный случай. Группа школьников ехали на велосипедах вдоль скоростной трассы «Кунгур - Орда». При попытке пересечь проезжую часть одна из велосипедисток была сбита мчавшимся автомобилем. Водитель скрылся. Ребята вызвали «Скорую помощь» и ждали до ее приезда. Девочка умерла по дороге в больницу.

Как вы думаете ребята поступили правильно? Все ли они сделали до приезда медиков?

Медицинские работники сказали, что если бы кровотечение было вовремя остановлено, то девочку удалось бы спасти. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а, нередко, и жизнь человека.

Кто мог бы помочь в этой ситуации? Какими качествами должен обладать этот герой? (уметь оказывать первую помощь)

Действительно, пострадавшему может помочь только тот, кто не только знает, но и умеет.

На доске две буквы -СЯ: чтобы уметь, что нужно сделать? (учиться, тренироваться)

Учиться сможем с помощью чего? (книг, учителя …)

Какие знания и умения можем получить? (распознать кровотечение, оказать первую помощь) как озаглавим работу?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ урока.

Предлагаю ускорить работу распределением деятельности по группам:

1 гр - венозное кровотечение, 2гр - артериальное кровотечение, 3 гр - капиллярное кровотечение, 4 гр - внутреннее кровотечение, 5 гр - носовое кровотечение.

Работу по каждому виду оформить в таблицу на листах-картах из разрезных карточек, привести пример оказания первой помощи на одном из учеников.

Оценивать работу медицинских групп будет независимый эксперт - ученик 9 класса , который занимается в туристическом объединении «Вертикаль» - это победители Всероссийского конкурса по туристическому многоборью.

1. Результаты оформим в таблицу «Первая помощь при кровотечениях»

Вид кровотечения

Как узнать

(характеристика кровотечения)

Как помочь

(меры первой помощи)

Группы работают 7 мин, докладывают результаты своей работы.

Эксперт оценивает и комментирует (зачем туристу необходимо знать правила оказания первой помощи).

2. - третье задание: выберите карточку-задачу и на практике окажите первую помощь одному их «пострадавших».

Задания:

У пострадавшего наблюдается кровотечение из середины плеча. Ярко-красная кровь вытекает из раны непрерывной и пульсирующей струей в большом количестве. Определите вид кровотечения и окажите первую помощь.

Велосипедист, выполняя акробатический прыжок, упал на большой скорости на асфальт. Кожа содрана. Колено и передняя поверхность правой голени кровоточит, как губка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

Трейссер во время прыжка ударился головой о препятствие. Из носа течет кровь, на лбу большая шишка. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

Подростки прыгали в опил и не заметили торчащую из кучи щепку. Один из них после прыжка обнаружил, что острая щепка воткнулась в левую голень. Кровь течет из раны слабой ровной струей. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

При приготовлении пищи девочка неловко повернула кухонный нож, который воткнулся в левую руку выше запястья. Ярко-алая пульсирующая струйка крови потекла из раны. Определите вид кровотечения, окажите первую помощь.

Эксперт подводит итоги работы групп, лучшей группе выдает вымпел «Юные медицинские спасатели» (ЮМС).

Рефлексия:

Кто на сегодняшнем уроке достиг поставленной цели?

Какие - СЯ для этого приобрел?

Составьте синквейн на тему КРОВОТЕЧЕНИЕ

Сделайте самооценку своей работы на уроке.

Приклейте свой стикер на одну из линий поведения:

красная - я знаю, как помочь быстрее «Скорой»

синяя - я могу помочь при чьей-нибудь поддержке

желтая - я смогу вызвать «Скорую помощь»

Домашнее задание:

выберите себе д\з самостоятельно:

Составить «Инструкцию юного спасателя»;

Написать мини-сочинение «Как нужно действовать при спасении жизни человека»

Нарисовать плакат «Умей спасти жизнь человека!»

Результаты:

- предметные : уч-ся научились распознавать виды кровотечений, оказывать первую помощь при повреждениях сосудов, составили таблицу «Первая помощь при кровотечениях»

- метапредметные :

познавательные - информация найдена в различных источниках, выслушано мнение независимого эксперта, оформлена таблица и инструкция «Правила наложения жгута»

регулятивные - достижение результатов соответственно поставленной цели, корректирование работы, самооценка результатов;

коммуникативные - взаимодействие в группе, распределение ролей в группе;

личностные - умение действовать в экстремальной ситуации, умение оказать первую доврачебную помощь пострадавшему.